Доступная среда

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 3 «Колокольчик» осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.
МБДОУ детский сад № 3 «Колокольчик» функционирует с 1937 года. В учреждении есть дети с ограниченными возможностями здоровья ( ЗПР, тяжелые нарушения речи). Детей инвалидов в учреждении нет Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входные площадки имеют навесы, звонок на входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения и световыми табло «Выход». В ДОУ имеется ответственное лицо за обеспечение условий доступности объекта для инвалидов и услуг по оказанию необходимой помощи При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательной программы вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети –инвалиды, либо другие дети не признанные , в установленном порядке, детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
В связи с этим сопровождение детей дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению соответственно своим возрастным особенностям.
Организация взаимодействия специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и оказания необходимой специализированной ( коррекционной) помощи воспитанникам с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей, что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
организует взаимодействие педагогов;
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
составляет индивидуальные планы развития;
проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей, подбирает материала для занятий;
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Воспитатель:
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Группа дошкольников с ОВЗ в ДОУ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
дети с нарушениями речи;
дети с задержкой психического развития;
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми.
Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется педагогом-психологом, учителем- логопедом, педагогами, медицинским работником .
Существуют основные этапы коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
Диагностический этап. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевых нарушений и индивидуальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные маршруты, распределяют обязанности по их реализации. Составление индивидуальных образовательных маршрутов способствует реализация образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Важным для определения и реализации индивидуального образовательного маршрута являются следующие принципы:
доступности и систематичности предлагаемого материала;
непрерывности;
вариативности;
соблюдение интересов воспитанника;
принцип создания ситуации успеха;
принцип гуманности и реалистичности;
содействия и сотрудничества детей и взрослых.
Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуются индивидуальные маршруты комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь.
Воспитатели проводят ООД в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанников в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какая психолого- педагогическая работа проводится с ребёнком в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическую работу влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы с родителями и детьми с ОВЗ предполагает:
разработку рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями их ребёнка;
проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
проведение открытых занятий;
проведение совместных праздников, конкурсов.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;
единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ДОУ организовано трехразовое сбалансированное питание (завтрак; обед; полдник). Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не предусмотрено.
Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Лица с ОВЗ легкой и средней степени тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации сенсорным оборудованием ( сухой бассейн, гимнастические массажные мячи, массажные дорожки, дорожка-змейка,спортивные тренажеры и т.д.).
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям
В группе для проведения музыкальных занятий и занятий физической культурой для детей с ОВЗ имеются специальные технические средства обучения: компьютеры, ж/к панель, DVD, проектор, музыкальный центр. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов отсутствуют.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ предоставлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих).
В МБДОУ проведена паспортизация объектов социальной инфраструктуры (далее – ОСИ) с целью объективной оценки состояния доступности услуг, оказываемых ОСИ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 09.11.2015г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.»

Приказ Жердевского района № 711 от 08.12.2015г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере деятельности администрации Жердевского района Тамбовской области.

Приказ Жердевского района № 143 от 05.04.2016г. «Об утверждении муниципальной программы Жердевского района Тамбовской области «Доступная среда» на 2016 — 2020 года»

Приказ Жердевского района № 110 от 19.07.2016г. «Об утверждении Порядка взаимодействия отдела образования администрации района с муниципальными образовательными организациями по исполнению мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.»

ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)

Дорожная карта МБДОУ детского сада № 3 «Колокольчик» доступности условий для инвалидов.